(Детей 2 – 3 лет с задержкой речевого развития)
       Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?»  Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.


     Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!» ; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).

       В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго).
     В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

     Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. 
Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.

      Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

– 
в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему; 
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»; 
– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
 в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов; 
-  в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы; 
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
    Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Малыш начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
       Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто перекладывали всю ответственность за лечение ребёнка на специалистов, но и сами активно занимались с ребенком, выполняя все рекомендации логопеда, педагога-психолога, детского невролога.
       Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста . Очень важно применение общего детского массажа уже на втором-третьем месяце жизни ребенка. Его нужно проводить 2—3 раза в день с 1—2-дневным перерывом. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет. А к 12-14 месяцам первые лепетные слова.
        В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
      Помимо общего массажа дети с задержкой речевого развития должны получать курсыартикуляционного массажа и массажа кистей рук. 
      Очень полезна пальчиковая гимнастика, которая, как правило, сопровождается потешками и скороговорками.
      Ребёнку , даже самому маленькому, нужно читать и рассказывать детские сказки.
      Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, которые просто необходимы для развития мелкой моторики, координации движений, развития зрительного восприятия, логического мышления и пространственного интеллекта.
     Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2—3 года). Значительная часть детей с задержкой речевого развития неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Из-за недоразвития мелкой моторики они позже начинают правильно держать в руке карандаши и кисточки, позже начинают рисовать и писать, плохо лепят из пластилина.    
      Дети с задержкой речевого развития позже усваивают и запоминают цвета и формы, словарный запас таких детей беден и ограничен бытовой тематикой. Глагольный словарь сформирован недостаточно.
        Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. В игре и движении ребёнок с задержкой речевого развития легче усваивает слова и понятия, быстрее формируется фраза.
       Почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков.  
       Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
• подбор геометрических фигур по аналогии
• подбор геометрических фигур по неполной аналогии
• распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
• соотношение геометрических фигур с формой предметов.
      При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка.
     
        Дети с задержкой речевого развития должны посещать логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком как можно раньше начали заниматься логопед и детский психолог.

      Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
В развитии у ребенка речи главную роль играют родители.
Рекомендации для родителей, имеющих ребенка с нарушением речи. 
  1. Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
  2.  Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
  4.  Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
  5. Поощряйте стремление задавать вопросы.
  6.  Поощряйте любопытство и воображение.
  7. Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
  8. Читайте ребенку каждый день.
  9.  Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
  10.  Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
  11. У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
  12.  Поощряйте общение и игры с другими детьми.
    Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
  13. Играйте вместе с ребенком, если он просит.
    Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться

Комментариев нет:

Отправить комментарий